Лесной Лесной Статьи Кино нашего города
Кино нашего города
03.10.2009 18:30
     Как показала история, сама она – ИСТОРИЯ – делается исключительно руками истинных энтузиастов, преданных факту и очень любящих свою родину, свой город, своих соплеменников. И в каждой области нашей с вами жизни такой энтузиаст всегда найдется. Иначе и быть не может, потому что все имеет смысл быть. Вот и в области кино- и теле- индустрии Лесной не остался без настоящих  фанатов этого вида искусства. Сначала ими были Сергей Федоровский, создавший полвека назад первую городскую любительскую  киностудию и подаривший городу массу фильмов и уникальных съемок с различных городских событий,  Александр Шишацкий,  Владимир Головков, Вадим Веселов, Анатолий Никаноров, Юрий Крыжановский, Игорь Косяков, продолжившие начатое дело,  Николай Валюга, кинолюбитель-турист, снявший череду великолепных фильмов о природе Урала, Сибири, Алтая.

    Теперь – это  масса других кинолюбителей и профессионалов своего дела, и, несомненно, местная студия телевидения, созданная сорок с лишним лет назад по следам первой киностудии  кинолюбителями градообразующего предприятия, вырастившая немало профессионалов и внесшая весомейший вклад в историю города. В историю, которая складывается на монтажных столах студии  и сейчас – каждый прожитый нами день.
    Известный французский режиссер Жак Беккер сказал: «Кино, как система зримого повествования, складывающегося из «монтажа» последовательных планов, во все времена осуществлялось бессознательными фантазерами, выдумщиками и, говоря шире, всеми теми, кто вынес из детства привычку рассказывать себе самому истории, «проецируя» их на воображаемый экран».
    Все эти люди, о которых сказано выше, согласитесь,  как раз и были великими «бессознательными фантазерами», оставившими нам целый пласт культурного наследия нескольких поколений.
    А теперь это и видео-оператор Евгений Ефимов, человек, рискнувший не только сохранить для потомков (путем тщательного отбора, отцифровки и реставрации)  отснятые сотни метров старой кинопленки, но и познакомить всех нас с аппаратурой, на которой производилась съемка в начале двадцатого века и позже – в шестидесятые,  семидесятые, восьмидесятые, девяностые годы), на которой она проявлялась, на которой производился монтаж и показ готовой кино-продукции.
    И продемонстрировать все это он решил  с помощью выставки «Кино нашего города», которую открыл и представляет  желающим ее посетить в одном из залов Учебно-выставочного центра комбината «Электрохимприбор».
    Это была громаднейшая работа, очень скрупулезная, в прямом смысле – пыльная и вредная, порой нудная. Ведь что такое кино-архив города и комбината? Это километры старой, порой умершей,  повредившейся от времени, перепутанной в датах и событиях, кинопленки. И его  надо было отсмотреть, по возможности отреставрировать, перевести в другой формат (отцифровать на компьютере).
    Но, как оказалось, работа эта была очень благородная и благодарная. «Сейчас, когда мы с Владимиром Васильевичем Головковым, во всем помогающим мне, просматриваем готовые материалы, когда я использую старые кадры во вновь создаваемых фильмах о городе, комбинате, людях, я понимаю, какая проделана  благодарная работа»,  - говорит Евгений. – Я сам телеоператор, и очень хорошо знаю, как порой даются те или иные съемки, с каким трудом находишь нужный кадр, нужную панораму, как иногда приходится оператору спасать от  непогоды камеру, наплевав на себя, лезть, что называется, прямо в пекло. И мне дорог каждый отснятый метр пленки».
     Кстати сказать, отцифровано только 18-20% всей имеющейся кинопленки. Работы еще очень много. Но и эти ожившие кадры сразу захотелось представить людям, использовать в видео-материалах, монтажах, показах.
Первая волна зрительской благодарности буквально захлестнула на общественном показе созданного к юбилею А.Я.Мальского документального фильма о нем, легендарном директоре легендарного  завода закрытого  Свердловска-45. Показ все время сопровождался аплодисментами и возгласами узнавания на экране родных, знакомых лиц. Люди буквально окунулись в атмосферу пятидесятых - шестидесятых, прошлись по еще только отстраивающимся городским улицам, «поболели» за футбольные команды на стадионе. А сколько в фильме было использовано уникальных кадров, касающихся истории завода-комбината, деятельности его директора, конструкторов, технологов, - кадров, до сегодняшнего дня запрещенных. Создатели фильма (Е.Кондратьева, Е.Ефимов, В.Головков, Н.Мухина) постарались полно представить эпоху, достижения тех лет, уникальные факты истории. А главное, они чутко уловили своеобразную тональность времени. Как, впрочем, и в последующем фильме о Лесном, и в фильмах об изотопном производстве комбината, о спорте, о медико-санитарной части города.
  В планах у Е.Ефимова создать киноальманах о музейно-историческом сообществе, о последователе А.Я.Мальского – Генеральном директоре комбината Л.А.Полякове, отдавшем предприятию более двадцати лет, фильм о Верхотурье и его храмах, несколько идей фильмов о комбинате «Электрохимприбор».А из техники - предоставить для еще одной просветительской выставки уникальное ламповое оборудование. И, конечно же, создать более полную фото-выставку, оживив ее большой фото-экспозицией.
    Ну так, о выставке кино-, теле- и фото-оборудования, экспонирующейся нынче в УВЦ. Живой, заметим, выставке. Потому, что демонстрируемое на ней оборудование  - действующее! Техника вся рабочая. Всего на ней демонстрируется 50 экспонатов. И она открыта – то есть, все время пополняема.
    Самый ценный и старший экспонат  выставки– кинопроектор 1937 года выпуска. Он – первый (в довоенные годы) с моторным приводом, до этого киномеханики  пользовались ручным приводом, демонстрируя фильмы. Предоставил его кинолюбитель Николай Дмитриевич Валюга. Он же подарил выставке свои изумительные фильмы о природе родного края.
    На призыв принести в выставочный зал все, что есть в семьях из кино- и фото-оборудования, откликнулись, кстати, много горожан. Люди предоставили старые проекторы и кино-камеры, фотоаппараты и штативы, бачки для проявки пленки и самодельные кофры. Дорогостоящие кино-камеры надо было защитить, продавались-то они «голенькими», так операторы сами  делали себе кофры, используя  плотные ткани, кожу, картон и даже дерево. Сейчас эти кофры – настоящие раритеты. Самый необычный – деревянный – принес кинолюбитель Валерий Всеволодович Рогозин.
Но основные выставочные экспонаты добыл сам Евгений Ефимов. Он давний почитатель кино-искусства, работал долгое время в киностудии комбината, хорошо владеет съемкой, линейным и нелинейным монтажом. Часто покупал свои экспонаты на «блошиных» рынках в Екатеринбурге, Качканаре, Краснотурьинске, Серове. Как он говорит, почти все кинокамеры найдены им именно в Лесном, ведь люди в нашем городе жили в те годы более зажиточно, имели деньги на приобретение таких дорогих вещей.
    За прошедший месяц выставку «Кино нашего города» посетили профорги комбината и ветераны, учителя и многие-многие школьники, просто жители города – они приходили семьями, с друзьями, обсуждали, вспоминали… Каждый находил что-то интересное для себя, приводил потом знакомых, детей.
    Для желающих здесь демонстрируют документальные фильмы и даже один игровой, шуточный, сделанный кинолюбителями  студии, работниками комбината, и в шутливой форме рассказывающем о том, как снимается кино «Кино – это просто!» Фильму почти сорок лет, но воспринимается он (особенно детьми) очень живо.
А главное – детям здесь все можно потрогать руками! Пришедшим на выставку ребятам  Евгений Евгеньевич, в процессе рассказа об оборудовании, разрешает попробовать в деле старинные экспонаты: дает камеру для съемок, показывает, как ею пользоваться, учит работать на кинопроекторе, разрешает самостоятельный просмотр кадров, перемотку пленки. И это вызывает общий восторг.
    «Мне кажется,- говорит Евгений,- мы сами, только сами можем сделать нашу жизнь интересной и увлекательной. Вот я и пытаюсь».

 

Меню пользователя